Итак, как и любая формула она состоит из определенных элементов. Для собственного удобства и структурности изложения материала я буду опираться на идеологически близкую мне холистическую модель, предложенную Джорджем Энгелем.
Согласно холистической модели любое заболевание есть результат взаимодействия многообразных факторов, в том числе на молекулярном (биологическом), индивидуальном (психологическом) и социальном уровне. В свое время Энгель достаточно убедительно доказал, что эта теория применима не только к болезням, но и к вполне естественным человеческим процессам: горю, тревоге, агрессии, любви, разлуке и т.д. Думаю, что вполне уместным будет использовать эту концепцию в обсуждении темы психического здоровья.
Первый, биологический компонент — это наследственность и конституция. Многие матери уже внутриутробно по поведению плода описывают характер и темперамент ребенка: «спокойный», «агрессивный», «шустрый», «тихий». И в этом есть доля истины, так как темперамент это общая реактивность человека в поведенческом, когнитивном и аффективном смысле. Уже в очень раннем периоде у младенцев можно обнаружить разницу в аффектах и познавательной деятельности.
Аффекты являются основой темперамента и представляют собой сложные психофизиологические системы. Это базовые мотиваторы поведения, которые контролируются лимбической системой, в частности гипоталамусом и амигдалой и нейротрансмиттерами, такими например, как дофамин, серотонин и норадреналин.
Например депрессия, хроническое переживание несчастья и подавленность (дистимия) могут быть обусловлены наследственным и/или врожденным фактором. Но я бы рекомендовал сохранять оптимизм, так как ген — это участок ДНК, и сам по себе он не формирует эмоции, поведение или мысли. Вместо этого они продуцируют определенные тенденции реакций на среду (Sapolsky, 1997). Таким образом, гены не определяют поведение, они влияют на него.
У каждого из нас могут быть различные генетические недостатки, тенденции и предрасположенности, но конечные результаты наличия этих индивидуальных особенностей редко бывают неизбежными и в оптимальных условиях адекватного развития и социального окружения эти проявления могут быть сглажены или не проявится вовсе.
Второй компонент этой формулы – психологический. Сюда можно отнести хорошо известный тезис, приписываемый Фрейду известный как «способность любить», то есть иметь возможность любить человека таким какой он есть, без идеализации, зависимости от него или избегания близости. Так же важнейшим элементов является целостность идентичности в противовес ее диффузии, постоянство «Я», проявляющееся в виде способности оставаться в контакте с любыми сторонами своего «Я», не расщепляться и не дезинтегрироваться как в случае с пограничными и психотическими пациентами соответственно.
Еще один компонент это сила «Эго» куда входит способность оптимально переносить тревогу и стресс, возможность контроля импульсивного поведения и наличие зрелых форм сублимации, то есть использование творчества и культуры как способа собственного развития вне контекста коммерческой выгоды, профессии или полученного образования (О. Кернберг).
Я не берусь охватить все элементы (самооценка, рефлексия, зрелость защит и т.д.) связанные с психическими процессами человека, остановлюсь, пожалуй, на еще одном в этой части – способности фантазировать, мечтать, использовать метафоры и символы, а так же понимать их. На семинаре по психосоматике мы подробнее поговорим об этой способности в контексте алекситимии.
И третий блок – это социальные факторы. В этой группе стоит учитывать влияние как ближайших так и дистантных социальных систем (У. Бронфенбреннер). К ним относятся:
микросистема - семья ребенка
мезосистема - детсад, школа, двор, квартал проживания
экзосистема - взрослые социальные организации (службы здравоохранения и социального обеспечения, службы правопорядка; СМИ и т.д.)
макросистема - культура страны, ценности и традиции.
Из того насколько здоровыми, развитыми и откликающимися к изменениям и потребностям являются эти социальные системы, формируется и поддерживается в процессе развития еще один тезис Фрейда: «способность работать». Это неразрывная связь человека не только с собой или отдельным человеком (мать и ребенок например), а со всем социумом и окружением. Сюда входит возможность понимать и принимать культуру и правила, быть способным идентифицироваться с социальными группами, что помогает человеку стать полезной частью общества. Таким образом человек становится не только продуктом социума, но и социум становится продуктом деятельности человека.
В случаях социопатии, например, такая способность отсутствует возникает или пассивно паразитический образ жизни или активно эксплуататорский. Общим, и в том и другом случае, является нарушение баланса «брать-давать» где вторая часть просто отсутствует.
Подробнее о критериях и компонентах психического здоровья, а так же типологиях характера (куда входит упомянутый выше социопатический) мы поговорим на четвертом модуле проекта «Психиатрия для психологов».
Будьте здоровы, друзья!
С уважением, Антон Ежов